- Налоговые выгоды крымской СЭЗ
- Льготы Свободной экономической зоны в Крыму
- Условия вступления в Свободную экономическую зону Крыма
- Этапы получения статуса участника СЭЗ Крым
- Шаг 1. Подача документов в Минэкономразвития Республики Крым
- Шаг 2. Принятие к рассмотрению уполномоченным органом
- Шаг 3. Рассмотрение документов и принятие решения
- Шаг 4. Получение статуса участника крымской СЭЗ
- Какие банки работают в Крыму
- Является ли оффшором Свободная Экономическая Зона в Крыму?
Свободная экономическая зона в Крыму была создана практические сразу после возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации, Крымская СЭЗ действует на всей территории Крыма и города федерального значения Севастополя. Изначально Свободная Экономическая Зона в Крыму создана сроком на 25 лет, но в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 возможно продление периода действия СЭЗ на полуострове.
С 1 января 2015 года в Крыму начали действовать льготные условия налогообложения, особенный режим осуществления государственного контроля за бизнесом, перемещения товаров и услуг внутри новой свободной экономической зоны. За прошедшие годы в экономику республики благодаря СЭЗ привлечено более 157 миллиардов рублей инвестиций, а в качестве участников СЭЗ зарегистрировано более 1700 хозяйствующих субъектов, запустивших реализацию около 1800 инвестиционных проектов в различных отраслях и секторах крымской экономики.
Стоит отметить, что подавляющее число участников Крымской СЭЗ представляют собой субъекты малого и среднего бизнеса, и крупный бизнес занимает лишь около 10%, что может быть обусловлено политическими рисками, из-за которых крупные игроки, имеющие иностранных инвесторов, не рискуют заходить в экономику Крыма напрямую.
Но что дает участие в Крымской свободной экономической зоне? Попробуем разобраться с преимуществами, глядя на цифры и льготы, которые получают участники.
Налоговые выгоды крымской СЭЗ
- Взносы на фонд оплаты труда работников (ФОТ) составляют всего 7,6% вместо 30,2% обычных.
- Налог на прибыль в федеральный бюджет = 0% (на 10 лет).
- Налог на прибыль в региональный бюджет:
- 6% — по видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, указанным в Приложении к Закону РК №61-ЗРК/2014 от 29 декабря 2014 года (сельское хозяйство, производство, образование, медицина и т.д);
- 13,5% — по всем видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, за исключением видов деятельности, указанных в Приложении к Закону РК №61-ЗРК/2014.
Сводная таблица налоговых льгот для участников СЭЗ Крым
Льготы по социальным отчислениям | |||
---|---|---|---|
Общероссийский тариф | Тариф для участников СЭЗ Крым | Срок | |
Взносы в ПФ | 22% | 6% | до 2039 |
Взносы в ФСС | 2,9% | 1,5% | до 2039 |
Взносы в ФМС | 5,1% | 0,1% | до 2039 |
Льготы по налогу на прибыль | |||
Общероссийский тариф | Для участников СЭЗ Крым | Срок | |
Федеральный бюджет | 2% | 0% | 10 лет |
Местный бюджет | 18% | 6% | до 2039 |
18% | 13,5% | до 2039 |
Такие льготные налоговые ставки могут применяться при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой в качестве участника СЭЗ, и доходов (расходов) от иной деятельности, в том числе за пределами Крыма.
Льготы Свободной экономической зоны в Крыму
Помимо льготных налоговых ставок для предпринимателей предусмотрены дополнительные льготы Свободной экономической зоны в Крыму:
- Участники СЭЗ на 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество организаций — данная льгота действует в отношении имущества, используемого в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в крымской СЭЗ (им имущество должно быть учтено на балансе участника СЭЗ).
- Льготная ускоренная амортизация основных средств — коэффициент ускоренной амортизации собственных основных средств не должен превышать 2.
- Участники СЭЗ на 3 года освобождаются от уплаты земельного налога — такая налоговая льгота действует в отношении земельных участков, расположенных на территории Крыма и города Севастополь и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности внутри крымской СЭЗ, с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
- Участники СЭЗ имеют право на получение земельных участков в аренду без торгов — земля, необходимая для реализации инвестиционного проекта внутри свободной экономической зоны, предоставляется предпринимателям в аренду без проведения стандартной процедуры торгов.
Обратите внимание, что в Крыму для участников СЭЗ действует свободная таможенная зона — благодаря применению льготной таможенной процедуры предприниматели освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов на оборудование, помещенное участником СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, а также на товары, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории Крыма и Севастополя.
Условия вступления в Свободную экономическую зону Крыма
Чтобы получить статус участника СЭЗ и зарегистрировать своё предприятие в крымской свободной экономической зоне бизнесменам нужно внимательно подойти к определению направления своих инвестиций — они должны быть непосредственно связаны с будущей деятельностью юридического лица, ведь льготный налоговый режим для участника СЭЗ распространяется только на те виды предпринимательской деятельности, которые обеспечены соответствующими инвестициями, и будут согласованы с Минэкономразвития Республики Крым.
Условий вступления в СЭЗ Крыма несколько:
- Местонахождение юридического лица (АО, ООО, ИП) на территории Республики Крым или города Севастополя;
- Реализация инвестиционного проекта непосредственно на территории Республики Крым или города Севастополя;
- Объем капитальных вложений по утвержденному инвестиционному проекту в первые 3 года работы должен составлять не менее:
— 3 000 000 рублей — для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— 30 000 000 рублей — для крупного бизнеса. - При этом 30% от суммы заявленных инвестиций должны быть освоены в первый год реализации проекта внутри СЭЗ.
Важно: если компания вновь созданная, то она относится к категории малого и среднего предпринимательства, таким образом требуемый объем инвестиций устанавливается в размере от 3 миллионов рублей в первые 3 года.
Для справки: под капитальными вложениями в данном случае подразумевается: инвестиции в основные средства, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство и/или модернизацию объектов основных средств, расходы на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов и инвентаря. При этом к капитальным вложением не относятся затраты на приобретение земельных участков в Крыму, а также на приобретение легковых автомобилей и их техническое обслуживание.
Этапы получения статуса участника СЭЗ Крым
Чтобы получить статус участника СЭЗ в Крыму необходимо пройти по следующим четырем шагам:
Шаг 1. Подача документов в Минэкономразвития Республики Крым
Претендент на получение статуса участника крымской СЭЗ обязан подать необходимый пакет документов в Министерство экономического развития Республики Крым (уполномоченный орган Совета министров Республики Крым при заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом инвестиций ДО 100 миллионов рублей). Обратите внимание, что документы в обязательном порядке принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема должна быть направлена в адрес заявителя.
Шаг 2. Принятие к рассмотрению уполномоченным органом
Министерство экономического развития Республики Крым в день получения соответствующих документов уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению документов или об отказе в принятии к рассмотрению (уполномоченный орган может отказать в рассмотрении только в том случае когда заявитель подал неполный пакет требуемых документов).
Шаг 3. Рассмотрение документов и принятие решения
Министерство экономического развития Республики Крым осуществляет рассмотрение полученных документов в срок не более 10 дней с дня получения документов и принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ или об отказе в заключении такого договора. В день принятия соответствующего решения уполномоченный орган (Минэкономразвития Республики Крым) обязан направить заявителю подписанный договор об условиях деятельности в СЭЗ или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в крымской свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований отказа.
Шаг 4. Получение статуса участника крымской СЭЗ
В день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ Минэкономразвития Республики Крым, являясь уполномоченным органом направляет в Министерство Российской Федерации по делам Крыма копию договора, заключенного с новым участником свободной экономической зоны. В течение 3 дней со дня получения копии соответствующего заключенного договора Министерство Российской Федерации по делам Крыма вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр и направляет:
- В адрес нового участника СЭЗ свидетельство о включении его в единый реестр СЭЗ;
- В адрес уполномоченных органов ФНС, ФСС и ФТС выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны Крыма и города Севастополь о включении участника СЭЗ в указанный реестр.
Важно: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает статус участника крымской свободной экономической зоны со дня включения его в единый реестр участников СЭЗ.
Какие банки работают в Крыму
В Крыму на текущее время полноценно работают 6 банков:
- АО «Генбанк»
- ПАО «Российский национальный коммерческий банк» (РКНБ)
- АО «Акционерный Банк Россия»
- АО «Севастопольский Морской Банк»
- ОАО «Черноморский банк развития и реконструкции»
- АО «Индустриальный Сберегательный Банк» (КБ ИС Банк)
Крупные российские кредитные организации из-за рисков санкций не рискуют открывать на полуострове свои отделения.
Является ли оффшором Свободная Экономическая Зона в Крыму?
Чтобы ответить на вопрос является ли оффшором Свободная Экономическая Зона в Крыму необходимо рассказать о принципиальных отличиях оффшорных зон и свободных экономических зон как таковых. К классическим оффшорам можно отнести такие страны и территории как Маршалловы острова, Белиз, Сейшелы, Британские Виргинские Острова, Багамы, Невис, Острова Кука, Самоа, Гибралтар и ряд других; при этом под определение свободных (особых) экономических зон подпадают такие провинции как Джабаль-Али, Шарджа, Дубай в ОАЭ, или, например СЭЗ Шеньджень на юге Китая, как и Зона Франко Монтевидео в Уругвае и другие территории. Страны и провинции из этих двух групп обладают различиями в принципах налогового и административного функционирования. Классические оффшоры привлекают инвесторов тем, что налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, НЕ ВЕДУЩИМ деятельность на их территории, а вот в свободных (особых) экономических зонах льготы положен ровно наоборот — компаниям, которые ВЕДУТ свою экономическую деятельность на территориях СЭЗ. Мало того, получение налоговых льгот внутри СЭЗ ограничено ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ БИЗНЕСА, которые устанавливает государственное законодательство, пытаясь привлечь капитальные вложение в тот или иной регион.
Еще одним отличием оффшорных стран является (как правило) отсутствие налога на прибыль, вместо которого компании платят фиксированную пошлину, вне зависимости от сроков ведения бизнеса (а в СЭЗ льготы, обычно, предоставляются лишь на определенный период, хотя бывают исключения, когда льготный налог на прибыль для резидентов свободной экономической зоны устанавливается навсегда). А вот внутри СЭЗ налоги всё-таки существуют, хотя налоговые ставки значительно снижены, чтобы обеспечить преимущество на старте бизнеса, однако, в отличии от оффшоров компаниям приходится вести полноценный бухгалтерский учет.
Исходя из этого СЭЗ Крым нельзя назвать оффшором в полном смысле этого слова, хотя последние законодательные инициативы направлены на приближение к такому статусу. Например, премьер-министр Медведев в 2019 году подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 729 «Об определении случаев, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице может быть ограничен» от 06.06.2019. Таким образом с 2020 года решать вопрос о закрытии доступа к данным компаний и организаций из ЕГРЮЛ будет сам участник СЭЗ Крым. Предполагается, что с помощью подобного ограничения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ может быть снижен риск политических санкций против крымских предпринимателей со стороны ЕС и США, что может позволить крупным российским компаниям зайти в Крым и развернуть бизнес-активность на полуострове. Для этих целей внутри крымской СЭЗ созданы «особые административные районы» (ОАР) — на территории которых будет действовать особый правовой режим, сохраняющий их конфиденциальность для компаний в Крыму. Минэкономразвития Российской Федерации уже разработало законопроект о введении особого правового режима для ОАР на территориях Республики Крым и Севастополя.
Участниками ОАР внутри свободной экономической зоны Крыма и Севастополя могут стать российские компании, зарегистрированные в любых регионах, но без филиалов и представительств за пределами Крыма, хотя к участникам ОАР требования по объему инвестиций выше, чем для рядовых участников СЭЗ — капитальные вложение должны быть не менее 150 млн рублей (для участников СЭЗ Крым всего лишь от 3 000 000 рублей). При этом зарегистрированные участники ОАР будут пользоваться теми же льготами и преимуществами, что и обычные участники крымской свободной экономической зоны.
Мне кажется, автору небезынтересно будет узнать как идея СЭЗ в Крыму эволюционирует: https://www.bfm.ru/news/464186
В статье авторы и эксперты очень осторожно оценивают негативные последствия предложения МЭР о введении на полуострове особого правового режима.
Моя же оценка последствий и успеха данного проекта колеблется в спектре от «опасно» до «смешно».
Но если подходить конструктивно, то для оценки перспектив любого «оффшорного проекта» следует иметь в виду следующие вопросы:
1) На какой ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ сегмент будущей целевой аудитории ориентирован создаваемый «оффшорный проект»
— Если на ИНОСТРАННЫЙ, то здесь сразу становится очевидна провальность данного замысла по «геополитическим» соображениям. Каждый иностранный инвестор понимает токсичность подобных инвестиций в контексте его экономической деятельности в своей стране, в свете санкций, связанных с любыми хозяйственными операциями в непризнанном мировым сообществом полуостровом.
Если все-таки предположить, что китайские инвесторы (как, пожалуй, единственные «аполитичные» игроки) все-таи проявят интерес к Крыму, то скорее всего, они будут решать этот вопрос точечно, через прямые контакты на уровне государств, а для такого сотрудничества нет необходимости учреждать специальный налоговый режим
В мире есть несколько аналогичных геополитических прецедентов, эволюцию которых целесообразно проследить в качестве возможной модели. Первый из них – Северный Кипр, оккупированный турками в 1973 году до сих пор «выживает» лишь силами турецких и случайных иностранных (в том числе российских) инвесторов без каких-либо перспектив на массовость инвестиций вследствие юридической «повязанности» своим непризнанным статусом. Менее известные примеры из этой серии – Восточный Тимор, Западная Сахара и другие территории
— Если на РОССИЙСКИЙ, то перспективы, хотя и больше чем в предыдущей нише, но они также не блестящие, хотя бы потому что в РФ есть несколько альтернативных «офшоров» УЖЕ работающих и не вызывающих значительный риск международных санкций в случае статуса резидента СЭЗ. В то время как крупнейшие российские бренды избегают присутствия в Крыму или же делают это через аффилированные компании.
«Кстати, также поступают несколько крупнейших банковских брендов на Северном Кипре. Как-то мне пришлось проехать по новому кварталу «турецкой» Никосии, и там мне бросились в глаза логотипы двух европейских банков (голландского и французского). Что любопытно – на них присутствовали лишь визуальные образы, но НЕ АББРЕВИАТУРЫ, которые содержат зашифрованные названия банковских институтов. Что это было – не знаю до сих пор. Намеренная «стилизация» или тайная экспансия.»
2) Выбор модели. ОФФШОР vs СЭЗ
Прежде всего следует определиться с принципами предоставления налоговых льгот:
А) Льготы при условии ведения бизнеса ЗА ПРЕДЕЛАМИ полуострова и РФ. (оффшорная модель)
Б) Льготы при условии ведения бизнеса НА ТЕРРИТОРИИ полуострова (Свободная Экономическая Зона)
В) Льготы при условии ведения бизнеса В РФ, но ЗА ПРЕДЕЛАМИ полуострова (смешенная модель)
На самом деле успешной могла бы быть только последняя схема. Это доказал успех СЭЗ «Ингушетия» и СЭЗ «Калмыкия» в конце 90-х годов. Однако и они были ликвидированы вследствие противоречий федерального и регионального налогового законодательства. Понятно, что сейчас, подобная модель тем более не имеет шансов
«Сейчас уже мало кто помнит, но тогда, в середине 90-х существовала не только СЭЗ «ИНГУШЕТИЯ», действовашая по второй модели, которая была сверхуспешной потому что давала не только освобождения от части федеральных налогов, так и 50% льготы по таможенным платежам, но и ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ИНГУШЕТИЯ, действующий по первой модели. Вот он прекратил свое существование, кажется не зарегистрировав ни одной компании». Отсюда следующий критерий
3) Концепция и Нюансы оффшорного законодательства
В мире насчитывается несколько десятков государств и их автономных территорий, которые все с меньшим успехом практикуют оффшорное законодательство. Другими словами – конкуренция между странами за место под тропическим солнцем в мире УЖЕ такая, что новичку практически не остается никаких шансов.
«Пятнадцадь лет назад мы разговорились с одним оффшорным юристом-англичанином, который был советником правительства Сент Киттса и Нэвиса, где у него неформально поинтересовались – «что необходимо предпринять чтобы продвинуть Нэвис на международной арене?» Его ответ был: «Разбомбить Британские Виргинские Острова»
Двумя инструментами достижения конкурентоспособности оффшорной зоны в мире являются следующие очень сомнительные критерии:
A) ДЕМПРИНГ
B) НИЗКИЙ КОМПЛАЕНС
По первому критерию – очень сомнительно, что власти полуострова согласятся зарабатывать не более 200 долларов в год с каждой новой компании. А именно ТАКИЕ цены сейчас присутствуют в международной оффшорной индустрии, которая и без того испытывает глобальные трудности.
По второму критерию – ситуация еще хуже: низкими требованиями по комплаенс процедурам очень легко стать прибежищем разнообразных мошенников и авантюристов (я даже не говорю о террористах и уголовных преступниках, которые будут привлечены отсутствием проверок), что понизит и без того сомнительную репутацию территории
«Два года назад к нам обращалась группа международных инвесторов с задачей по написанию оффшорного законодательства для Кубы. Проект так и остался неосуществленным вследствие этих и других причин»
4) КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ в обмен на льготы
Такой подход безусловно ожидает успех. Особенно среди самого неблагонадежного сегмента предпринимательской среды. Вопрос – а стоит ли оно того?
Видно, что власти заинтересованы в привлечении инвестиций на полуостров, но у тех, на кого поставили на такую непростую задачу, похоже, еще недостаточно опыта в подобном, да и навыков информподдержки и популяризации явно не хватает!
Как на экономическую активность в Крыму повлияли карантинные меры? Есть где-нибудь отчеты или аналитика по этому вопросу?