Удивительное дело, но именно армянская община уездного города Армянский Базар дала культурному миру на рубеже 19 и 20 века два ярких имени: художник-маринист Эммануил Магдесян и композитор Александр Спендиаров (Спендиарян). Их связывала личная дружба, землячество — детство и того и другого проходило в Армянском Базаре. И хотя Спендиаров родился в Каховке (в настоящее время город Херсонской области Украины) 20 октября 1871 года, но крестили его именно в армянской церкви городского предместья Армянского Базара.
Вот и дочь композитора, писательница Мария Александровна Спендиарова, рассказывала составителю и автору книги «Армянск. Страницы истории» Льву Петровичу Кружко о том, что «корни рода композитора — в Армянском Базаре: перекопское предместье — родина его дедов. Здесь же родился и его отец Афанасий Авксентьевич». Отвечая на письмо Льва Кружко, она пишет: «А. А. Спендиаров действительно бывал в Армянске.
Объясняется это тем, что недалеко от Армянска находилось его (унаследованное от отца) имение Картказак. Останавливался он в Армянске у родственницы Устиньи Баевой, урождённой Харджиевой. Её мать Сара Авксентьевна Харджиева была сестрой Афанасия Авксентьевича — отца А. А. Спендиарова. У Баевой Устиньи был дом в Армянске… Домики были маленькие, хозяйки сидели на скамеечках около ворот…
На вечерах танцевали хайтарма — татарский танец, национальные блюда … были главным образом татарские.
Насчёт Магдесяна… Помню, в Ялте, а потом и в Судаке у нас висели его картины, помню натюрморт с арбузом.»
Хочется надеяться, что в Армянске непременно произойдёт справедливое событие — установка какого-то мемориального знака, свидетельствующего о пребывании знаменитого армянского композитора и его родственников в наших благодатных краях, — найдутся люди, появится желание, воля и совсем небольшие деньги для такого большого по своей культурной и краеведческой значимости дела.
Рос юный Спендиаров в одарённой семье, и музыкальные способности ему достались от матери, которая очень хорошо владела искусством игры на фортепиано. В семь лет от роду он проявил способности к композиции музыки, а с девяти лет успешно обучается игре на скрипке и фортепиано.
Вряд ли в семье думали, что музыка может стать главным делом в его жизни. И потому в 1890 году в 19-летнем возрасте он становится студентом юридического факультета Московского университета, который через пять лет дал ему блестящее образование юриста.
Но карьере юриста не суждено было состояться — всё изменила в 1896 году встреча со знаменитым на весь музыкальный мир Римским-Корсаковым, горячо признавшим его композиторский талант и открывшим ему дорогу в круг лучших музыкантов Санкт- Петербурга.
Более 20-ти лет творческой жизни Спендиарова связаны с Крымом, с его курортным и культурным центром — Ялтой, куда собирались на отдых самые яркие представители русской культуры.
3 июля молодой композитор получил от своего отца, состоявшего в купеческом звании, роскошный подарок на свою свадьбу с Варварой, дочерью племянника Айвазовского, — шикарный особняк на Екатерининской улице, где проживал со своей семьёй с 1901 по 1916 год.
В Ялте увековечили память композитора Спендиарова: в 1971 году было установлено полуфигурное его изображение из бронзы на постаменте из диабаза (скульптор Карапетян), его именем названа улица и детская музыкальная школа. Здание дома-музея Спендиарова всё ещё находится в аварийном состоянии и пока не функционирует.
Периодически выезжая в Москву, Петербург и Тифлис и выступая как дирижёр, он встречался с Ф. И. Шаляпиным — знаменитым русским басом; Л. Н. Толстым — живым классиком русской литературы; с А. П. Чеховым и Максимом Горьким (А. М. Пешковым). На текст поэмы последнего он создал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея» (1902 год). Тесно дружил с выдающимися композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым.
Спендиаров творил в жанре романса, хоровых сочинений, вокальных произведений, инструментальных и оркестровых пьес. Особой популярностью у ценителей его творчества пользуются две его тетради «Крымских эскизов»(1903 и 1912 годы) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905 год).
С жарким вниманием и интересом с детства познавал Спендиаров красоту украинской народной музыки и поэзии Т. Г. Шевченко. Логичным стало создание в 1921 году «Украинской сюиты» и музыки к стихотворению украинского Кобзаря «Заповiт».
Последние восемь лет своей жизни он посвящает музыкальной культуре Армении, куда его пригласило переехать (в Ереван) правительство Советсткой Армении.
Именно здесь в Армении, пропитавшись духом и колоритом национальной музыки своего народа, он переживает небывалый творческий расцвет и как композитор, и как дирижёр, и как педагог и музыкальный просветитель.
Он работает в необычном для себя жанре — пишет оперу «Алмаст» — одно из лучших произведений армянского музыкального театра; музыкальный цикл «Ереванские этюды» для оркестра (1925 год).
Среди ярких его музыкальных созданий «Бэда-проповедник» для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки) и концертный вальс для симфонического оркестра (1906 год).
Умер и похоронен народный артист Армении Спендиаров Александр Афанасьевич в Ереване в 1928 году, навечно оставив по себе светлую память как один из основоположников армянской классической музыки, как выдающий дирижёр и педагог, сумевший для создания своих бессмертных музыкальных шедевров использовать красоту и энергетику русской музыкальной классики, татарских, украинских и в первую очередь родных армянских народных мелодий.
Использованы источники: Кружко Л. П. Армянск. Страницы истории. Киев, Таксон, 1999. с. 67-68; интернет источники: Википедия. Спендиаров, Александр Афанасьевич; Дом композитора А. А. Спендиарова в Ялте, belcanto.ru
Прекрасная статья, познавательно!