Басня Пахом и Суд на крымский лад

Насколько бы не было литературное произведение художественным, оно всегда несет на себе печать документальности. Ничто, написанное человеком, не может быть в полном отрыве от реальной действительности. Искажение действительности в ее художественном отображении может быть как-угодно велико (например в сказках и баснях), но мастером слова оно применяется лишь как прием для достижения определенных художественных целей. Таким приемом является, в частности, гипербола.

Чтобы получить признание истинных ценителей литературы, в своей основе роман, рассказ, сказка или басня должны содержать истину. Истина – не обязательно достоверный факт, но обязательно верная мысль – идея.

Для художественной литературы не так важно о чем пишут, но весьма важно как. Если бы, например, А. Дюма написал что-нибудь о нашем заводе, то, надо полагать, это было бы занимательно. Если корреспонденты наших местных газет станут писать о мушкетерах, то выйдет скучновато. Союз писателей Крыма в своей газете «Литературный Крым» годами публикует писания, способные опозорить и колхозную стенгазету.

Фемида - богиня правосудия

Литературным содружествам северного Крыма, как и Союзу писателей Крыма с его «Литературным Крымом» несколько не достает самокритики.

Литературная критика им пока не нужна – ведь не всякий вздор нуждается в опровержении. «Не суди – не судим будешь» — гласит один из постулатов христианства. Но мы судим – пусть судят и нас. Важно лишь чтоб суд был справедлив. Критика – наше право и долг.

На суд литературной общественности выносятся басни нашего земляка — известного армянского писателя. Известен он очень узкому кругу лиц. Армянский – потому, что проживает в Армянске.

Первая публикуемая басня посвящена как раз суду. Суду того периода, когда он уже начал утрачивать свой эпитет «народный». Вымыслом в этой басне является лишь криминальное действие героя – убийство. На самом деле Пахом не был так жесток: он убил начальника Андрея Ивановича не физически, алишь морально – не обухом, а этой басней.

Пахом и Суд
(басня)

Напрасно про Суды болтают,
Что справедливости они совсем не знают.
Бывают судьи правду соблюдают –
Я и пример тому здесь приведу.

Однажды нашему народному Суду
Иск разбирать пришлось работника к начальству.
Трудящийся Пахом –
Себя обременять он не хотел грехом,
Просил пресечь нахальство
И побыстрей взыскать с зануд
Зарплату за свой честный труд,
И доказательства такие дал Суду,
Что в деле сразу бы поставить точку.

Суд, на Паховому беду,
Имеет в арсенале проводочку,
И всякий раз судья дает отсрочку:
То просит, чтоб Пахом учел,
Как много дел в Суде, то нет эксперта,
То, чтоб послать повестку нет конверта,
То уж послали, да ответчик не пришел….

Морочила судейская порода
Пахома нашего два года.
И наконец Пахом,
Хоть слыл смирения верхом,
Пришиб начальника Андрюху обухом.

*****

Как видим мудрых судий поведенье
Служило справедливому решенью:
Такую плату полную за труд
Своим решением не мог назначить Суд !

Последующие басни мы намерены сопровождать лишь кратким комментарием, без такого пространного вступления о проблемах литературы и литературной критики.

И.С. Трух

Добавить комментарий