Недавно под санкции Запада попали компании Геннадия Тимченко и А. Ротенберга, но сегодня эта ситуация повернулась для них в лучшую сторону. Возможно, они без конкурса получат право заниматься строительством моста, который навсегда свяжет Крымский полуостров с материком. Сегодня чиновники, курирующие инфраструктуру, подтвердили «Ведомостям» тот факт, что генеральный подрядчик уже согласован – это право будет передано компании Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз». При этом УСК «Мост», где четверть пакета акций находится в руках Тимченко, получит возможность стать субподрядчиками наряду с «Мостотрест», принадлежащей Игорю и Аркадию Ротенбергам. Формального решения пока еще нет, но эту информацию уже подтверждают в чиновничьих кругах и обсуждают люди, находящиеся в тесном сотрудничестве с Тимченко.
Пресс-секретарь Тимченко выступил с заявлением о том, что компания «Стройтрансгаз» наряду со своими конкурентами приняла активное участие в переговорах с заказчиком и представила свое видение реализации столь важного на сегодняшний день проекта. Компания провела масштабную подготовительную работу, где была дана оценка проекта, расчет реальных возможностей и сопряженных рисков. Но решение еще не принято окончательно и комментировать выбор генерального подрядчика пока рано.
Недавно в Питере прошел экономический форум, где Тимченко высказывался, что УСК «Мост» могли бы выступить подрядчиком в строительстве (их представители пока не дали утвердительный ответ), а «Мостотрест» — субподрядчиком. Директор Small Letters В. Крюков напомнил, что, исходя из опыта подготовки к Олимпиаде и саммиту АТЭС, подрядчики заострили внимание на важный момент: на грандиозных государственных стройках необходимо выполнять жесткие требования по бюджету. В случаях, когда появляются незапланированные расходы, увеличить смету нереально, а риски увеличения затрат на столь крупных проектах всегда высоки. В итоге, генподрядчики несли колоссальные убытки, а компания «Мостовик» оказалась банкротом.
Если рассматривать вопрос теоретически, считает Крюков, то «Мостотрест» мог бы выступить генподрядчиком при строительстве транспортного сообщения через Керченский пролив, но во время привлечения финансирования возникнет ряд сложностей. К тому же, компания не заинтересована в рисках такого высокого уровня.
Если смотреть данные аналитиков «Открытия», то генеральный директор компании «Мостотрест» Владимир Власов в первых числах августа заявил, что они готовы стать субподрядчиком проекта и взять на себя 30-50% работ. Аналитики « Ренессанс Капитала» также подтвердили, что компания Г. Тимченко обладает высокими шансами на участие в проекте строительства Керченского моста. Они считают, что серьезные заказы «Мостотреста», среди которых можно выделить подряд «Роснефти», полученный без конкурса на строительство отвода от Комсомольского НПЦ до ВСТО, могут стать своеобразной поддержкой со стороны государства совладельца компании А. Ротенберга, на которого распространились западные санкции.
Власов также заявил «Ведомостям», что производственная программа «Мостотреста» работает на полную мощность и обеспечивает регулярную загрузку собственных сил и перегрузку генподрядных групп. О том, будет ли принимать участие компания в проекте строительства Керченского моста, комментариев не было, так как самого проекта на сегодняшний день еще как такового нет.
Есть еще одни претендент на участие в стройке века – НПО «Мостовик», который сегодня находится в стадии банкротства. Возможное назначение «Мостовика» не всем пришлось по душе, поэтому президентом «Сбербанка» Германом Грефом было наложено лобби, так как 20% компании-банкрота перешло им за долги – об этом «Ведомостям» стало известно от сотрудника госбанка и участника рынка строительства России. Федеральный чиновник высказался, что данное решение не рассматривается на серьезном уровне по причине того, что против генерального директора «Мостовика» Олега Шишова было возбуждено уголовное дело.
Есть сведения, что заказчиком строительства моста станет Росавтодор. Правительство РФ утвердило ФЦП развития Крыма, согласно которой стоимость Керченского моста вместе с подъездными транспортными путями составит 247 млрд. рублей, но проект пока не согласовали и не утвердили. Специалисты, принимающие участие в разработке проекта заявляют, что, скорее всего, на мосту будут находиться четыре полосы для автомобильного транспорта (две в одну сторону и две в другую) и два пути для железнодорожных составов.
Уже в октябре должен быть представлен пакет документов по проекту:
- Финансово-экономическое обоснование.
- Данные инженерных изысканий.
Заказ был сделан ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив», и этими вопросами занимается Гипротрансмост, являющийся структурным подразделением «Волгомоста». Проектирование начнется после того, как вся необходимая документация будет передана Росавтодору.
Чиновники, назначенные кураторами проекта, заявляют, что при таком напряженном графике на конкурс просто не останется времени. Президентом РФ Владимиром Путиным было дано поручение, что открытие рабочего движения по Керченскому мосту должно быть в декабре 2018 года. Проект строительства Керченского моста с технической точки зрения невероятно сложный, и длительный отбор подрядчиков будет способствовать затягиванию начала строительства. Представители Росавтодора не стали комментировать ситуацию.
3 сентября 2014 года появились свежие новости о проекте. Максим Соколов, занимающий должность министра транспорта РФ, еще в августе говорил о заинтересованности китайской компании «СССС» проектом строительства моста через пролив. Р. Старовойт, являющийся руководителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор), подтвердил РИА Новости, что подрядчик строительства моста через Керченский пролив может быть выбран, без прохождения конкурсных процедур. Он заявил, что руководство страны будет принимать решение, опираясь на сжатые сроки реализации проекта. Также был поднят вопрос о том, будут ли принимать участие в строительстве компания Китая «СССС» или другие зарубежные фирмы, на что Роман Старовойт сделал заявление: « В настоящее время идут переговоры со многими компаниями, но точного решения пока нет».
Сроки реализации проекта Керченского моста, протяженность которого составит 19 километров, теперь увеличились: если ранее была озвучен 2018 год, то сегодня речь идет о 2018-2020 годах. Стоимость данного проекта с учетом проектно-изыскательных работ не будет превышать 228,3 миллиарда рублей – данная информация взята из документа, который был опубликован на портале правовой информации. То есть, смета уменьшилась с 247 миллиардов до 228,3 млрд.
Обновление от 14 ноября 2014 года:
Хорошие новости! Недавно заместитель руководителя Росавтодора Андрей Костюк заявил, что ТЭО проекта Керченского моста на начало декабря будет полностью завершено. Занимается Технико-экономическим обоснованием, которое разработано еще не до конца, государственная компания «Автодор». Росавтодор полагает, что возможно уже в конце ноября или начале зимы ТЭО Керченского моста будет готово, и они сразу приступают к реализации столько долгожданного и необходимого в нынешних реалиях проекта. Уже принят весь комплекс необходимых решений, и схема конструкции осталась прежней – четырехполосный электрифицированный мост, включающий в себя автодорожные и железнодорожные пути. Возведение внушительного по масштабам моста через Керченский пролив планируется закончить в 2018-2020 году – это, наконец, решит для Крымского полуострова ряд жизненно-важных вопросов.
Есть информация, что Георгий Мурадов, занимающий должность зампредседателя СОВМИНа Крыма ранее заявлял, что оптимальным вариантом стал бы туннель через Керченский пролив, так как строительство моста может быть опасным. Это сопряжено с тем, что во время эксплуатации моста его работа периодически будет затруднена неблагоприятными погодными условиями.
Надеюсь, что у этих «акул» хватит решимости построить хороший мост, напрямую соединяющий полуостров с материковой частью России, он нужен как воздух!!! И обязательно чтобы было побольше полос — пробки на переправе этим летом были ужасающие!
Быстрее ребятки стройте! Мост Крыму обязательно нужен и как можно скорее!
Мост сейчас необходим как свежий воздух для Крымчан. Без него – просто никак. И дело даже не в многокилометровых пробках этим летом, а в сознательном повышении цен нечестными предпринимателями, которые теперь мотивируют все трудностями доставки товаров первой необходимости и продуктов питания. Пока этот процесс никак не регулируется, что отражается на качестве жизни населения. Ждем утверждения проекта и желаем его скорейшей реализации.